А_шу_й его знает!?



Изыскивая корни "правдивости" и "правоты" уткнулась сегодня в общеизвестные архаизмы: "десница" и "шуйца", заменённые современной традицией на "правый" и "левый".
С "десницей", встречающейся во всех родственных языках индо-европейской группы, всё оказалось просто - существует базовая древне-индийская основа daks?in?a "дельный, ловкий" правый, южный", а вот о "шуйце" информации почти нет: де пришло из старо-славянского "шуй" в значении "левый", с производными шуяк и шуячка (мужчина и женщина левши), и сохранилась лишь множественными гидронимами (рек Шуя в России великое множество), напрочь стерев из памяти народа "шуйство" в значении кривды и лжи (возможно оставив в наследие жульство) и утратив возможность понимания смысла поговорки "Избави нас Бог от шуя стоянья, сподоби десного пребыванья!" если не принимать его за устаревший эвфемизм, когда отправление в "ошуя" приравнивалось к посылу в потусторонний мир.

Образование "десной"-правой, как ловкой рукой, породило безуспешную попытку подобрать аналогичное значение качеству шуйей-левой, а онлайн-переводчик с санскрита навел на savya в значении левый, но без транскрипции предположить верность находки невозможно.

Не менее любопытными хотя и линейно не связанными, ни с затронутой темой, ни между собой, показались слова "шу" (все словообразования архаичного "левый" имеют неизменную основу "шу") и "пакша".
Первое встречается, как имя египетского бога воздуха Шу (отложите пока помидоры), обычно принимающего облик человека и носящего на голове страусиное перо (иероглиф своего имени, означающий "пустоту" - "воздух"), Шу считали богом воздушного пространства, которое озаряется солнцем (у меня сразу рисуются белые ночи заполярья).
"Пакша" же используется в современной традиции в уничижительном значении рука/кисть, по свидетельству Фасмера "кисть левой руки" восходит к "пакость". Однако в санскрите pak?a среди прочего означает крыло, перо, часть тела, (бок), что-то "с другой стороны".
Итак, мы знаем, что шуя - левая, что пакша - кисть левой руки, но она же и перо, а Шу - бог воздуха с пером на голове. Красивая цепочка взаимосвязей, жаль, что все они из разных этнокультурных миров, или нет?

Но самым интересным оказалось изучение топонимов на карте. Приток Днепра Десна (она же правая или южная, если отталкиваться от древне-индийского) проводит черту ареала обитания не кого-то, а народов принятых относить к Белой и Малой Руси, чётко отделяя Окраину. Шуя же встречатся во многих областях, но изучение протяжённости этих рек, даже с учётом их возможного пересыхания не давали повода предположить их участие в очерчивании зон рассления, за исключением Карельской и Кольской Шуй, которые могли последовательно стать крайними реками для разрастающегося этноса.

Вообще, созвучность с санскритом находится во многих гидронимах, являющихся более устойчивыми к изменению, чем топонимы.
Простейший пример: какое слово приходит на ум при упоминании Индии? Ганг!
Удивительно, но на Кольском есть озеро Гангас и Гангозеро, но созвучие Гангу замечено не только на Кольском: множественные озера Ганга-Тур и река Ганга-Туя, по Гангу в Якутии (в районе Индигири) и на Сахалине, и список слов и соответсвующих им топонимов можно расширять.

Но если строить гипотезу, опирающуюся в этимологии названий рек Шуя и Десна на их левость/крайность(?) и правость/южность ареала обитания некого народа, то получается, что при названии, люди их населявшие, взгляды свои обращали на бескрайние просторы праимперии до Дальнего Востока, обернувшись спиной к месту из которого пришли Западу.
И ведь мысль эта отнюдь не нова, к такому видению приходят люди совершенно разных областей, как от науки (например, не далее, как сегодня открытая мною Светлана Жарникова, защитившая диссертацию по теме "Архаические мотивы севернорусской орнаментики к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях", к моему прискорбию в позднейших публикациях опирающаяся на "Велесову книгу", подлинность которой до сих пор не подтверждена), так и просто увлечённые люди, сугубые технари (тот же спорный по идеям и характеру, и потому публикующийся только в жёлтой прессе Сергей Горячев со вполне "живыми" теориями тверского змея горыныча и лингамов на Бесовом носу).

К чему я это всё, спросите? А Шу_й его знает!






10.01.16




Подвал лисьей норы
 Лисьи тропы
 Лисьи игры
 Лисья кухня
 Лисьи байки:
  • Вера и религия "неославянизм", идеологический подлог или успешный коммерческий проект? Часть 1.
  • Ахиллесова пята борцов с родноверием, Часть 2.
  • Позиционный тупик. Часть 3.


  • Избыточность vs Достаточность. Карандашные наброски.

  • Индивидуальность vs Индивидуализм. Карандашные наброски.

  • Какого Моцарта им ещё не хватает?

  • О "потреблядстве" и не с_только.

  • Об успешных формах власти и государстве. (наброски угольком)

  • Почему государственник всегда больше, чем патриот, а патриот не всегда государственник.


  • О велосипедах, совести и либералах. Песнь первая.
  • О Кисе, тёще и потерянном гарнитуре. Песнь вторая.
  • О свободе. Из брачных песен либералов. Песнь третья.
  • Почему интеллигенции никогда не стать совестью нации. Песнь четвёртая.
  • Истоки "короткоштанности" либералов, или к чему ведёт "вольтеровская максима". Песнь пятая.

  • остальная пубЛИСцистика...
  • Времени нет, или сказка о полученных ответах и незаданных вопросах.
  • Сказ о волшебном озере.
  • Сказка о машине времени.
  • Сказка о поглупении, или карандашные зарисовки теории интенсивности.
  • Сказка о спящей царевне.
  • Сказка о трёх сёстрах, или теория аскезы, накиданная угольком.
  • Сон в снежную ночь, или сказка о том, как соль правит миром...
  • остальные ЛИСьи сказки...
    (запаздывает с индексацией новых текстов)