Чертовы следки - Онежские писаницы.
(Карецкий нос, Бесов нос, Пери нос, мыс Кладовец)- 2011.
Воскресная эрмитажная пробежка "по скифам" завела к онежским писаницам. Считается, что этот участок скалы с петроглифическими изображениями откололся естественным образом и по сути был спасен размещением в музее.
Подержав над ним ладошки, я видимо получила какой-то заряд (а может и пинок) и давнее стремление поделиться увиденным вылилось этими строками.
На Бесовом я побывала ещё в одиннадцатом году, когда делали "кругосветку" Ладога-Онега. Заезд на "бесов" обычный пункт программы значительной части джиперов, болтающихся по Карелии. Доступность проезда зависит от времени года, количества осадков и трафика посещений: обычная российская дорога к умершему посёлку - местами хорошая, местами не очень.
От деревни Каршево к Бесову носу вдоль речки Черная - 17 километров пути, кое-где расквашенного неумелыми джиперами,
с большим количеством вновь организованных объездок, случившихся после серьёзного вала леса ураганом десятого года. Вдоль пути до сих пор можно наблюдать километры "сплошного пила", запертых стихией на мысу. Надо отдать должное, жители деревни помогали ребятам, чем могли и подвозкой бензина для пил, и расчисткой дороги. Кстати, для тех, у кого нет УАЗика или подготовленного "жипа", те же жители организуют транспортировку к петроглифам на катерах.
Онега - это мечта, древняя и прекрасная.
Золотые кварцевые пески её пляжей мягко щекотят ноги, пока пересекаешь бухту от мыска к мыску и только множественные следы муравьиных львов на безлюдье соперничают с тропами птиц. Нёбо мелководья ласкает нежная волна,
непрогревающаяся вода освежает и заряжает энергией и можно идти дальше, радостно щурясь от того, что солнечные очки остались в лагере, зато ничто не крадёт цвет - обжигающий синий и растворяющий голубой, а там вдалеке ниточку горизонта глотает перекатывающая камешки волна.
Сколько тысяч лет она шебуршит эти камни, сдвигает и перемещает, растворяя в песок, и сколько тысяч лет ещё будет... Но песок для неё лишь средство, в поиске красоты усердница размывает слои разноцветного песка, безжалостно стирая только что написанные образы.
Из коряг таращатся глаза - это распластавшись на солнышке, греют седые иссушенные тельца вездесущие химеры. Они есть в каждой бухте, вечные молчаливые зрители и свидетели всего: и первого появления прекрасных художников прекрасных наскальных картин, и нашествия вандалов, уничтожающих наследие.
Осмотрев со спутниками вечерний Бесов нос, я вернулась наутро уже одна, чтобы спокойно побродить по мыскам и рассмотреть эти и другие писаницы в рассветных лучах, ведь некоторые петроглифы хорошо видны и "открываются" при определённом освещении.
Считается, что впервые онежские писаницы были открыты в 1848 году, ныне найдены во многих местах, но наиболее известно скопление изображений на восточном побережье, от Шальского (где в результате деятельности гранитного карьера часть изображений безвозвратно утеряна) по мысам Кладовец, Бесов нос, Пери нос, Карецкий, Гажий и островам Гурий и Модуж.
Большая часть изображений - сцены охоты и рыболовства, рисунки птиц (вероятно лебедей), лесных зверей, людей, лодок, геометрических рисунков (трактуемых специалистами, как капканы), а так же знаменитая "триада": "бес", сом (налим), выдра (ящерица).
Считается, что они оставлены ориентировочно в 3-2 тысячелетии до н.э. охотничье-рыболовческими племенами эпохи неолита и раннего энеолита. Но побывав там, увидев, подержавшись ладошками, посидев рядом с ними, послушав шёпот волн, я всерьёз усомнилась в правильности датировок.
В основу датировок положена трансгрессия уровня воды, ограничивающая циклы возможных временных периодов нанесения рисунков, большинство из которых, по мнению специалистов, расположены "на высоте 0,5- 2,5 м над зеркалом воды" "и лишь несколько фигур опускаются чуть ниже или поднимаются немного выше"; первичности изображения "беса" (вокруг трещины в скальнике); и уточнениий привязки времени датировки нанесения петроглифов по найденными рядом стоянками.
Даже для меня, не специалиста очевидна неубедительность этих аргументов, даже взаимоувязанных.
Несомненно, колебания уровня озера сужают временные рамки поиска, но я бы их серьёзно сдвинула - нет сомнения в цикличности трансгрессии, но может речь должна идти о каком-то ином цикле? Лично видела много изображений, поднимающихся над водой лишь в отливы. Зона прибоя, в которую они попали, слизывает водой, льдом, ветром рисунки, значительно превышающие количество "нескольких".
И это только то, что я смогла увидеть. Не исключаю, что часть петроглифов может быть найдена под водой, джае через зеркало Онеги проглядывают изображения, которые можно отнести к образовавшимся неестественным путём.
Меня удивляет, почему до сих произведено так мало подводных исследований.
Не менее странными выглядят попытки убедить, что найденные угольки и другие артефакты на раскопанных рядом стоянках (по которым уточняют датировку рисунков) оставили те самые "художники", а не пришедшие гораздо позднее "посетители" этой картинной галереи или читатели "летописи".
Не менее сложно определить, кому принадлежал этот жернов, лежащий на берегу недалеко от маяка.
Петроглифы мыса Бесов нос.
Заявляемая первичность "беса", при условии расположенности рядом других знаков и рисунков, также вызывает сомнения.
Часть изображений я бы отнесла к записям математического или прарунического характера.
А этот рисунок мне напомнил стилизованное изображение злакового.
Очень серьёзно писаницам угрожает вандализм. Для меня нет ответа на вопрос, зачем обывателю увековечивать таким образом своё ханжество. По выбитым годам (и тридцать третий, и тридцать седьмой, и шестьдесят седьмой) можно догадываться о всплесках интереса к месту.
Не менее кощунственной в моих глазах выглядит попытка "обезвредить нечисть" монахами Муромского монастыря, выбивших христианский крест на "бесе", их подвиг повторён на других рисунках, среди зарисовок на камнях встретился ещё один крест.
Особенное внимание хочу обратить на вот этот рисунок, ставший "визитной карточкой" Бесова носа. Лебедь, стоящий на задних лапах, с необычно изогнутой шеей, скорее напоминает ящера.
Но если изображение "странного лебедя" известно, то эти зарисовки, расположенные с обратной стороны Бесов носа редко освещаются специалистами - они просто предпочитают не замечать такие рисунки или трактуют их в привязке к солярным символам, говоря о лебеде "держащем" (интересно, чем лебедь может держать) солярный знак.
Большая часть образов лебедей легко "считывается" по характерным изгибам шей (хоть и удлиненных), "на воде" они часто изображены стайками, у шагающих "по суше" чётко просматриваются перепонки на лапах, обычные для водоплавающих птиц. Но есть ряд изображений, которые мне больше напомнают ящероподобных. Петроглиф с "визитки" между второй и третьей внутренней линией туловища имеет выбитые сколы, напоминающие короткие передние лапы.
Я бы не стала заострять на этом внимание, списав на случайность, но позднее встретила слишком много рисунков, количество которых превысило статистическую погрешность случайного возникновения сколов именно в месте возможного расположения передних лап.
Вот и здесь я увидела, как странный "лебедь", имеющий чётко читающиеся передние лапы, несёт в них что-то напоминающее шар.
Бред? Но я не учёный, ограниченный рамками официальной науки, а художник и я так увидела.
Рядом с ним человекообразное существо с длинным хвостом держится за нечто напоминающее "плуг" или тележку на колесе .
Если продолжить аналогию с "плугом-тележкой", то перед ним мы видим животное, напоминающее лося, возможно волочащее за собой эту конструкцию на колесе.
Петроглифы мыса Кладовец.
На мысе Кладовец встречаются в основном классические изображения животных и птиц. Большая часть рисунков, вероятно, была нанесена на тонкий слой отшлифованного стихиями красно-кирпичного гранита, который заметно смывается и открашивается. Можно только предположить, сколько уже утрачено безвозвратно.
Последние годы здесь проводятся активные археологические изыскания, но информации о результатах я пока не встретила.
Петроглифы мыса Пери нос.
На мысе Пери нос, помимо уже описанных изображений много геометрических фигур, к некоторым из которых приделаны "ручки".
Я их для себя окрестила "ракетками". Специалисты предполагают, что так художники изображали ловушки и капканы.
Для меня очевидна несостоятельность этих версий. Если круг естественный солярный символ, наблюдаемый в природе, то квадрат выбивается из понимания "естественный". В природе встречаются прямые углы, но не в последовательности четырёх, объединённых вместе в одной фигуре.
Здесь же явен квадрат (петроглиф с Бесова носа)
и равносторонний треугольник на палочке, очень напоминающий лотос, изображаемый древними египтянами.
Интересно, что рядом с полукружиями и окружностями (возможно имеющими отношение к солярному и лунному циклам) опять встречается изображение ящероподобного существа с читаемыми передними лапами.
Не менее любопытен вновь появляющийся образ человекообразоного существа, что-то толкающего перед собой.
Следует заметить, что изображаемые образы людей очень ярки и понятны. Удивительно, какой минимум средств потребовался художнику, для отображения динамики и пластики движений.
Отдельная, несомненно важная сакральная тема в изобразительном ряду - плодородие и оплодотворение. Образ совокупления с уже плодоносящей женщиной встречается во многих ранних культурах.
Продолжение этой темы находим в неком ритуале, где рядом с непонятным объектом (похожим на плод, рыбу или сосуд) изображён человек с эрегированным половым органом.
Не менее любопытен и находящийся рядом образ ящероподобного существа, с ярко выраженными передними лапами, не позволяющими его идентифицировать, как птицу.
Вопреки заявлению специалистов, о том, что лишь несколько изображений находятся ниже уровня 0.5 м от зеркала воды, я встретила много петроглифов в агрессивной зоне прилива. Их состояние угрожающе, некоторые рисунки уже осязаемы только тактильно.
Петроглифы мыса Карецкий нос.
Не меньшая угроза существует и для петроглифов Карецкого носа. Большая часть из них расположена значительно выше уровня прибоя, но на их сохранность влияют сочащиеся со скальников даже в сухое лето ручьи.
На Карецком, к уже известным, добавился новый образ, который я назвала для себя "буйволом".
Чтобы не мешать обитателям острова Мадож, туда пробираться я не стала, поэтому островные писаницы лицезреть не удалось.
На обратном пути, решив сократить дорогу, ушла "лесами" и, немного поплутав по завалам,
вынырнула к заброшенной деревушке, расположенной на живописной поляне у тропы, что ведёт к Бесову носу. Как и во многих других местах, фактическое исчезновение дороги привело к вымиранию села. Парадоксально, но сейчас этот фактор является благоприятным для сохранности исторического наследия Онеги. Но даже не смотря на это, петроглифы становятся уходящим объектом, стихии беспощадны - кое-где скальники с рисунками трескаются и частично уходят под воду, прибойная зона слизывает то, что попало в её лапы, не менее трагичны и последствия современного "наскального творчества".
Я долго сидела одна на голубеющем Онегой камне, заворожённая и оглушённая удивительными образами, ясными, простыми и такими живыми. Художник "пишет", "как он дышит" и только тогда - он "на века", и это не преувеличение - это Явь.
Записано 17 марта 2014 г.
_____________________
P.S. Все версии, озвученные в рассказе, отражают личное ощущение и восприятие увиденного. Так же замечу, что в отчёт вошла малая часть фотоматериала, привезёного из этой поездки.
лисоглиф Ваша Лиса
Подвал лисьей норы
 Лисьи байки
 Лисьи игры
 Лисья кухня
 Лисьи тропы:


"Даже если прошло и не стало, всё осталось со мной..." ". Ладога, август 2018.


"Поездка, которой не должно было быть". Август 2017. Началась публикация.
Видлица - Онега - Чупа - Большой Кариквайвишь - п-в Средний - Териберка - Петрозаводск.

"Мезень- это важно". июнь-июль 2016.
Началась публикация.
Онега-Каргополь-Холмогоры-Пинега-Кимжа-Мезень-Лампожня-Погорелец-Нисогора-Лешуконское-Конещелье-Палащелье- Чучепала-Большая Пысса-Усогорск-Микунь-Усть Вымь-Яренск-Сольвычегодск-В.Устюг-Котельнич-Кологрив-Шаблово-Галич-Буй-Шапша.

"Таскаторская-лесоустронительная". Август 2015. Карелия (Онега, Ладога), Кольский (Ловозеро, сплав: Коалланйоки->Коалланъяур->Сельглуоббал->Вуэннияур-> Вуогманйоки->Вокман->Явр->Яврозеро->Нота->Верхнетуломское вдхр.-> Верхняя Тулома, Светлый, Никель, Кольская Сверхглубокая, Средний, Ловозёрские тундры).

"За спичками." Май 2015. Свирь, Онега, Ладога.

"Искалеченный Зверев." Сентябрь 2014. 4-я Северная батарея, Форт "Зверев".

"Биармия ждёт." Август 2014. Карелия (Онега, Чупа), Кольский (Рыбачий, Средний, Хибины, Терское побережье) . Опубликованы 6-7 части.

"Грустилка первого рода, или "держаться больше нет сил"!" Июль 2014. "Подводные камни" Финского залива.

"Странствия кота на байдарке, или философия Сократа в действии". Июнь 2014. По Ладоге на "Ладоге".

"Фудзияма - не яма - гора, над священной и быстрой рекой... (c) " Древние Псковские городища. Май 2014.

"Полногрудой Балтики ветру не увязнуть в моих волосах". Ленинградская область. Открытие сезона. Апрель 2014. Окаменелости, кварцевые жеоды.

"Чертовы следки - Онежские писаницы." (Карецкий нос, Бесов нос, Пери нос, мыс Кладовец)-2011. 2014.

"Кусочек рая для отравленных душ." Любовь моя - Ладога. Ностальгичное.

Зимний Плав, или куда ведут Маресьевские тропы. Новгородская область, Валдай, январь 2014.

Турецкий берег в проливе Транзунда, или семь жизней Овчинного острова. Прогулки в Подберезье. Карельский перешеек, ноябрь 2013. Добавлен фотоматериал августа 2014.

Большой квест "Хожение за три "моря"". Война и камни - Карелия-Кольский, август 2013.

Путешествие кота на улицу Лизюкова, или в гости без приглашения. Воронежский Стоунхендж. май 2013.

Объект 200, или туда, где дремлет Поезд-Призрак. Ленинградская область. 2006-2013.

Легендарными дорогами на легендарном автомобиле, или дорожные впечатления от путешествия на родину бронзовых шкворней. Питер-Урал-Алтай 2012.