Карелия-лайт для чайников:) или , что смотреть в кругосветке Ладога-Онега.

Общеизвестные точки, что стоят у дороги (Водопад Рускеала и Рускеала карьер) описывать не буду, просто буду их перечислять в логичной последовательности для посещения, если катать "кругосветку" вокруг Ладоги и Онеги со стороны Приозерска.
Приозерск
Воротная башня XVII века, которая совсем недавно была отреставрирована, и пороховой погреб с краеведческим музеем. Памятник Петру I, он был поставлен на главной площади у церкви в 1910 году.
Крепость "Корела", располагается на самом берегу бурной Вуоксы, которую обрамляют шикарные сосновые леса Карельского перешейка. Данная крепость являлась центром племенного объединения карел еще с 13 века. Работает музей. Кирха, расположена в центре города, на Ленинградской улице, д. 8.
Кирха в Лумиваара N 61° 25.987' E 30° 8.561' Красивая и лаконичная. Поворот вправо с А-129 в сторону Тервоярви, нормальные грунтовки идут до Лахденпохьи (возвращаться на трассу не надо).
Предвоенная постройка, внутри чисто, убрано, видны небольшие следы реставрации. Внутри висит памятная плита с фамилиями финнов, жителей этой деревни (или волости) погибших в 1939-1944 гг. Замечательно, что можно подняться на колокольню и оглядеть окрестности. Наверх ведет деревянная лестница, в хорошем состоянии, вроде как сделанная недавно. Здесь висит колокол, финский, но звонить в него просто так, наверное будет излишне. Высокие проемы колокольни закрывают жалюзи. У одного проема даже работает их механика. Рядом с кирхой традиционное финское воинское захоронение.
Кирха в Лумиваара
Яккима железнодорожный вокзал
Если поедете через кирху, не поленитесь после Лахденпохьи вернуться по трассе в Яккиму (это недалеко). Уходящий объект - вокзал Яккима финское деревянное зодчество, остатки поворотного круга и депо.
Яккима железнодорожный вокзал
Грот за Лахденпохьей. N 61° 32.941' E 30° 11.933'
Остатки укрепрайона, вырублен в скале в 100 м от дороги. Имеет два входа. При осмотре иметь фонарики, на полу может стоять высокая вода.
ЗЫ: Говорят, его причесали и облагородили.
Грот  за Лахденпохьей.
Грот  за Лахденпохьей.
Грот  за Лахденпохьей.
Грот  за Лахденпохьей.
Водопады Мюллюкюля
N 61° 44.598' E 30° 38.408'
Мюллюкюля - в переводе с карельского "Мельничная деревня".
"Когда-то давно здесь, в русле реки Тохмайоки действительно была водяная мельница, о чем свидетельствуют останки на одном из берегов. В последствии финнами была построена небольшая электростанция, которая тоже на сегодняшний день лишь остов. Но природная красота реки оказалась нетронутой, русло реки очень живописно разделяется островом на два рукава, падает высокими сливами и снова сливается воедино. Машину лучше оставить на точке N 61° 44.498' E 30° 38.865'Далее пешком по дороге вниз мимо дома с номером 39. И перед вами открывается вид на первый водопад. Пробираемся (перелезаем) на другую сторону водопада по старым постойкам . прямо над водопадом. Далее по тропе вверх через лесок на поле. Идем все время по тропе. Под линией передачи осторожее - с интервалом в пол-метра лежат три бревна. Ести трава высокая можно и не заметить Далее вдоль скалы (справа огромная сосна) Водопад уже слышен так же по тропе идем к нему."
Лесное джакузи N 61° 39.917' E 30° 32.677'
Очень красивый природный водопад, вода в неё "кипит" в небольшой скальной выемке.
Рускеала водопад (прямо у дороги справа, есть стоянка для автомобилей и сувенирые ларьки)
Рускеала карьер его безграмотно называют каньоном, но это не естественное образование, а карьерная выборка.
Расположен прямо у дороги, слева, чуть проехать, есть стоянка для автомобилей и сувенирые ларьки, всякие развлечения - дайвинг, лодки и прочее. За "окультуренным" карьером есть ещё один - там можно устроить стоянку.
Стоянка на озере за Русекалой 61.956385,30.635919 (координаты могут быть не совсем точные, точку восстанавливала покарте)
По дороге к стоянке, при пересечении полей справа на доминирующей высоте остатки укреп сооружения, с дороги его не видно, слева засидки охотников. Выехать дальше на трассу не удастся (ж\д пути), только возвращаться.
Водопадик "9 мая" N 61° 42.401' E 31° 10.448'
"Названия многих известных водопадов Карелии пришли в интернет-сообщество путешетвенников из туристического сайта «Диагональный мир», где имелся специальный раздел, посвященный поиску этих самых водопадов. Сейчас раздел уже не обновляется, но названия «разбрелись» по сети и укрепились в сознании путешественников как исконные. 3-4 метровый, почти вертикальный, водоспуск на реке Хихнийоки в «финское время» был «украшен» плотиной, от которой остались только опоры. Название «9 мая» - это то, как назвали его несколько опрошенных местных жителей. Очевидно, что исконное название другое, но это уже закрепилось. Место вполне живописное, несмотря на то, что рядом проходит грунтовка для грузовиков. С другой стороны, наличие дороги позволяет взять тайник на любом авто. В месте падения воды Хихнийоки нанадолго делится на два рукава, и на небольшой образовавшийся остров можно попасть даже в «высокую» воду."
Ляскеля N 61° 45.718' E 31° 0.208'
"Почти сто лет назад, в 1903 году, на берегу реки Янисйоки акционерным обществом "Вяртсиля" в Ляскеля был пущен цех по переработке дерева, а в 1905 году - бумажный завод. Тогда же появилась первая ГЭС, давшая начало местной индустрии. Затем была лесопилка, постепенно переросшая в целлюлозное производство. Война, разруха... В 1946 году производство было восстановлено. В те годы завод выпускал до семи различных видов бумаги: упаковочную, билетную, фруктовую, обои... Собственно, тогда, в 46-м, и была произведена последняя в истории завода Ляскеля реконструкция. Но интересен нам не завод, хотя Акционерное общество Ляскеля являлось крупнейшим в Карелии производителем бумаги (переживающий сейчас далеко не лучшие дни). Интересен водосброс - крутопадающая каскадная плита сложной структуры. Из под плотины, по которой проходит автомобильный мост вода вырывается с ревом и несется метров 300 до разлива. На правом берегу здание ГЭС, левый - природный скальник. И между ними несется вода с бешеной скоростью и грохотом."
Водопад Юканкоски (Белые мосты) N 61° 45.187' E 31° 24.490'
По лету достаточно лёгкий доступ, мы любим апрельский Юканкоски - когда он полноводен. Красивый водопад, остатки финских построек, летом грязновато и стоять я бы там не стала. Одна из традиционных точек трофи "Ладога".
Апрельский водопад Юканкоски.
Водопад Юканкоски (Белые мосты).
Водопад N 61° 45.363' E 31° 20.311'
Расположен недалеко от водопада Белые Мосты, значительно уступает последнему по высоте, но не менее живописен.
Питкярантский краеведческий музей г.Питкяранта, ул.Ленина, 46 тел. (81433) 3-33-17
Режим работы: 9.00 –16.00, выходные дни – суббота, воскресенье. Рекомендую к посещению (прекрасная коллекция народной куклы)!!!
Варашев камень порубежный следовик
"В результате неудачной для России Ливонской войны по Столбовскому мирному договору 1617 года к Швеции отошли земли западного и северного Приладожья, включая и Питкяранту. Граница между двумя государствами проходила южнее через деревню Погранкондуши, где до сих пор на берегу Ладожского озера сохранился огромный Варашев камень-следовик красного гранита.
Академик Н.Озерецковский в своей книге "Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому", вышедшей в 1788 году, приводит следующие сведения о Варашевом камне: "От вышесказанного пролива Перямы в пяти верстах лежит деревня Каркулицы; от сей в 12 верстах находится близ берега превеликий камень Варашев прозываемый, которого основание озерная вода понимает. Он вышиною четырех аршин с половиною, длиною осьми аршин, шириною пяти аршин с половиною, вид имеет некоторым образом четвероугольный и есть род красного гранита. Камень сей положен на оном месте без сумнения человеческими руками, потому что он один только тут находится и на великом от него расстоянии никаких других камней не встречается; сверх того на поверхности сего камня высечены буквы, лето означающие, которые здесь представляются. "
Второй, гораздо менее знаменитый пограничный знак расположен в Виртеля , на старинной дороге, идущей вдоль берега Ладожского озера. Первоначально он имел надпись на латыни "Huc Regni posuit fines Gustavus Adolphus, Rex Svecorum; fausto numine duret opus. (До сих пор проходит государственная граница Густава Адольфа. Бог, готовый помочь плечом -- это труд прочный). 1617.", которая до нашего времени практически не сохранилась. Камень был также повален набок, разбит на части и использовался в качестве основания для костра.
Кителя - гранатовая жилка самое крупное и древнее место добычи гранатов на территории СССР. N 61 41" 0.18" E 31 19" 48.3"
Координаты ориентировочные. Если ехать по А130 в сторону Питякаранты, то сразу за Кителя надо свернуть на втором повороте налево. Ориентир, почти сразу метрах в 100-200 от своротка, справа по ходу движения, стоит камень с надписью на финском и рисунком купола церкви.
Около него можно выйти и, поднявшись по тропинке (метров 50) вверх осмотреть остатки церкви.
Далее дорога идет через поля прямо к лесу. По лесу ехать внимательно. Первые "раскопки" будут в лесу слева - они напоминают ямы с серым железисто-слюдистым камнем, в нем и "живут" гранаты - это "ручная" разработка.
Если проехать чуть дальше - там большой карьер, где породу взрывали. Гранаты встречаются, как просто отколовшиеся от породы, так и в кусках. Сама порода мягкая, раскалывается молоточком. Рекомендую набрать сувениров.
Дальше если пойти по А 131 хорошие стоянки на Озере Сариярви, на п-ове Озера Уканаярви детская школа скаутов N 61° 52.490' E 31° 37.928', интересен Поселок Колатсельга с ж\д Петровских времен.
Линия Маннергейма N 61° 45.174' E 31° 32.107'
" Эту точку можно назвать так с большой натяжкой, ведь укрепленная линия обороны, построенная финнами в период с 1919 по 1939 годы пролегала поперек карельского перешейка. Однако место, о котором идет речь, прекрасно иллюстрирует устройство противотанковых надолбов - рядов огромных камней - которые использовались наряду с высокотехнологичными сооружениями. Строительство "великой финской стены" началось почти сразу после "подписания вольной" в 1917 году - благоразумные финны решили, что дело так просто не закончится и Советская Россия просто берет тайм-аут перед вторжением. Поэтому они быстро принялись за дело и организовали первые укреп-районы - линию Энкеля. Строилась она в спешке, для ДОТов использовался цемент низкого качества и почти без металлической арматуры. Однако "вторая очередь", постройка которой началась в 1932 г. состояла из систем подземных казематов и казарм, бетонных двухэтажных ДОТов с полуметровыми броневыми листами и вращающимися наблюдательными колпаками и смогла остановить наступление наших войск во время финской войны на несколько месяцев. Именно в 1938 году, когда части Красной Армии понесли огромные потери при попытке с ходу прорвать линию обороны финнов, появилось название "линия Маннергейма", по фамилии командующего финскими войсками, бывшего русского генерала Карла Маннергейма. Подробнее о линии можно почитать на ресурсе http://fort.km.ru/mline/index.html" .
Котчура. Деревянная древность N 61° 38.928' E 33° 8.734'
Часовня Иоанна Богослова была построена в конце XVIII века.
Туломозерский железоделательный завод N 61° 42.349' E 32° 12.865'
"Тулмозерье- уникальная по природным особенностям и историческому наследию территория, расположенная в самом сердце Южной Карелии. Это настоящий заповедник геологической истории планеты- от времени формирования земной коры до следов последнего ледника. Живописные сельги (каменные холмы), вытянутые движением ледника строго с севера на юг, перемежаются руслами порожистых рек, то зажатых в каньонах, то разливающиеся широкими плесами. Старинное карельское село Колатсельга раскинулось в устье впадения в о.Тулмозеро сразу нескольких рек. История этих мест со средних веков связана с приграничным положением между Россией и Щвецией, а позднее Финляндией. Но самые заметные попытки оставили после себя попытки неоднократного освоения железной руды, спрятанной в глубине сельг. Самым большим памятником горнозаводской истории являются руины Туломозерского завода. Расположенные на берегу разлива реки Колас, сегодня они производят впечатления средневекового замка. По координатам 61 43.002 32 13.302 расположены штольни, посещение которых также желательно при соблюдении мер безопасности. А еще, по рассказам местных жителей, в этих местах замечают следы снежного человека, по карельски "лембоя". А недалеко от Колатсельги, опять же по сведениям местных жителей, в 1926 году на дно из одного из озер упал неопознаный летающий обьект и до сих пор там остается. Подробнее на сайте http://eksiko.onego.ru/rounds.php?group=2&subgroup=5"
Если пойдете в Петрозаводск по Р-21 (А-121) то посмотрите деревянную церковь Рождества Пресвятой Богоридицы о ней было напечатано в знаменитой книге Семенова-Тян-Шанского "Россия. Полное географическое описание нашего отечества.", тем самым прославив часовню и деревню Маньга, где она стоит (слева и наверх на холмы). N 61° 38.050' E 33° 24.818'. Видна с дороги.
Киндасово N 61° 43.341' E 33° 28.003'
Музей культовых сооружений древних саамов. Создатель музея Юрий Фефилатьев построил на открытой площадке уменьшенные копии древних артефактов, расположенных в различных странах мира. Место спорное, но кому-то может быть интересно.
Марциальные Воды N 62° 9.160' E 33° 54.465'
""Шла Северная война, которая, помимо всего прочего, отнимала у Петра I немало сил и здоровья. Ему требовался хотя бы небольшой отдых и лечение. Ехать на европейские курорты, такие, как Пирмонт, Спа, Теплицы, было и далеко, и небезопасно. Нужны были свои, российские источники. Петр I обращается к Сенату с указом: "Господа, Сенат! По получении сего, велите доктору Шуберту искать в нашем государстве (а особливо в таких местах, где есть железные руды) ключевых вод, которые можно использовать от болезни". Готлиб Шобер (Шуберт) уехал изучать кавказские источники, а доктор Л. Л. Блюментрост - олонецкие. Такие воды существовали, более того, о них уже докладывалось. [...] Вильям Геннин, тогда начальник Петровских горных заводов, в 1716 году также сообщил о водах, найденных близ села Кончезера. [...] Еще до завершения исследований Геннин получает приказ о начале строительства деревянного дворца к приезду царя. Дворец был построен местными плотниками за месяц. Уже летом 1716 года на курорт прибывают первые пациенты. [...] Первый раз Петр I приезжал на курорт в 1719 году. Всего таких поездок было четыре: в 1719, 1720, 1722, 1724 годах. Это следует из многократно изданных и "Походных и путевых журналов императора Петра I". Поездки проходили зимой либо раннею весной, пока талые или ливневые воды не могли испортить лечебных свойств. Марциальными воды назвали в честь бога войны Марса из-за богатого железистого содержания." Взято из книги Виктора Анатольевича Карелина "Очерки истории Кондопожского края", Петрозаводск, издательство "Скандинавия", 2006 г. Вот так и появился в Карелии первый Российский курорт "Марциальные Воды". Справедливости ради стоит заметить, что во второй приезд Петра Первого царю была вручена челобитная молотобойца Ивана Ребоева, который, будучи послан в 1714 году к рудоносному месту, и страдая сердечной болезнью, пил воду из колодезя и выздоровел. О чем и доложил по инстанции. Так что первым проименованым открывателем целебной силы железосодержащих вод был именно Иван Ребоев. Хотя наверняка местные жители и ранее пользовали эти воды для лечения."
Водопад Кивач N62 16.069 E33 58.838
Всё окультуренно, указатели, стоянка, лавки.
Полоса 2300 N 62° 29.106' E 33° 46.261'
Заброшенный аэродром. Такой объект в виде взлётной полосы длиной 2300 м находится между новой Мурманской трасой и посёлком Гирвас рядом с Пальеозеро. Наиболее правдоподобные истории о прошлом этого аэродрома говорят о том, что он "был раньше запасным военным аэродромом. Там жили несколько солдат и офицер, сторожили аэродром. Изредка прилетал истребитель из Бесовца, ещё реже из Подужемья для тренировки. Посадки гражданских были только по согласованию." И в начале 80-х годов прошлого века этот аэродром использовала в летний сезон поисково-съемочная экспедиция с самолетами Ан-2. Попадались правда рассказы, что это ни что иное как аэродром стратегической авиации. Или, что здесь было несколько нелегальных посадок Ил-76 с контрабандой из Китая. Так это или не так, тем не менее место здесь любопытное. Летом много грибов, рядом большое озеро с песчаным пляжем.
Поор-порог N 62° 28.275' E 33° 43.400'
Действительно, до строительства Пальеозерской ГЭС, воды реки Суна текли по этому нагромождению скал. Сейчас путь Суны прегражден плотиной несколькими километрами выше по течению и по скалам бегут лишь ручейки набежавшие от дождей да из просачивающейся плотины. О мощи и красоте водопада можно догадываться смотря на обнажившиеся скалы да старые фотографии. Во время сплава леса по Суне были сооружены гидротехнические сооружения, обходящие естественные препятствия, плотину в Гирвасе, Поор-порог. От плотины наинается лоток длиной несколько километров, обходящий пороги непосредственно рядом с плотиной. На Поор-пороге был также подобный лоток. Начинался он бетонным входом, далее были проложены деревянные настилы. В конце лотка бревна скатывались в спокойные воды разлива, образовавшегося после порога. В самой нижней по течению точке лотка и заложен тайник. Подъехать к началу порога можно на легковой машине, ищите подъезд, прилегающий лес изобилует множеством дорожек. Там же можно сделать небольшой привал. Координаты этого места N62 28.246 E33 42.974
Узел Кархумяки N 62° 54.099' E 34° 26.037'
"Южный участок линии укреплений Масельского долговременного рубежа, выстроенного финнами в период 1942-1944 годов, называется замок (узел) Кархумяки. Общая длина основного рубежа укреплений Масельской позиции между Повенецким заливом Онежского озера и Сегозером достигала 40 км. В целом Замок Кархумяки (в советской терминологии времен Великой Отечественной Войны, наиболее близким аналогом является "узел обороны") сильно отличается от других известных нам финских оборонительных линий 1941-1944 годов. Здесь, финны частично отошли от их принципа "распыленной фортификации" - сооружений на позиции относительно немного и сами они относительно велики. Вполне возможно, эта особенность замка Кархумяки обусловлена местными условиями - пересеченным скалистым ландшафтом, понуждающим применять в больших масштабах скальные работы. Буквально любую небольшую выемку здесь приходилось вырубать в твердой скале что, конечно, удорожало оборонительные работы. Узел Кархумяки представляет собой систему круговой обороны, охватывающую группу высот к западу от Медвежьегорска. Главная линия обороны ориентировалась в сторону фронта и формировалась системой долговременных сооружений, в то время как тыловая решалась средствами исключительно полевой фортификации. По фронту весь комплекс занимал около 5,5 км, в глубину - от 0,5 км (на флангах) до 2 км в центре. Получалась фигура, отдаленно, напоминающая вытянутый ромб. Необходимость обороны с тыла, по-видимому, обуславливалась близостью Онежского озера и возможностью обхода оборонительной линии по льду в зимнее время. Передний край обороны замка делится на две части. Южная часть переднего края проходит по окраинам города Медвежьегорска, таким образом, что сам город оказывается в предполье, в зоне обстрела самих огневых сооружений. Северный участок обороны замка располагается по линии реки Вички. Условным местом стыковки этих двух участков является безымянная высота, далеко выступающая вперед относительно общей линии переднего края. Эта гора является наиболее сильно укрепленным пунктом замка Кархумяки. Всего в составе главной (ориентированной на фронт) части замка насчитывается около 40 долговременных казематированных (в том числе и тоннельных) построек, одно легкое железобетонное укрытие для орудия и большое число полевых построек вырубленных в скале (траншей, укрытий и т. д.). Большая часть отдельных сооружений в составе замка объединена в относительно небольшие группы. Сооружений, расположенных совершенно отдельно на позиции немного и все они отдалены от ближайшего соседа не более чем на 400 м. Всего в составе замка можно выделить шесть групп оборонительных построек, каждая из которых, дополненная полевыми сооружениями, вырубленными в скале, представляет собой целостный оборонительный ансамбль. В промежутках между ними располагается около полутора десятка долговременных сооружений. Подробнее здесь: www.Kaponir.spb.ru"
Узел Кархумяки
Узел Кархумяки
Быстрая стоянка на Лавас губе 62.743770,34.578501
Дорога рядом, но место изумительное по красоте. Координаты ориентировочные, трасса вываливается к заливу, есть съезды налево по песку или чуть ранее через лес. Дополнение: это место теперь отмечено памятником, разбившимся на катере МЧС. Поэтому стоять там несколько не правильно, но остановиться ничто не мешает.
Повенец N 62° 50.985' E 34° 50.356'
Начальный пункт Беломорско-Балтийского канала. Известен с 15 в. как селение с соляными промыслами Вяжицкого Новгородского монастыря. В конце 17 в. назван "рядком" (торгом). В торговой слободе, выросшей из селения Вяжицкого Новгородского монастыря, по указу Петра I был открыт чугунолитейный завод. Произошло это в знаменательный год 1703-й одновременно с основанием Петрозаводска и Петербурга. Казалось бы, у Повенца были большие задатки. Однако уже через несколько десятилетий, в 1736 г., Повенецкий завод был закрыт. В XVI - XVII веках через Повенец и Сумский Посад пролегала "тропа богомольцев" к святыням Соловецкого монастыря, а позднее это северное селение служило местом ссылки. С 1782 Повенец стал уездным городом Олонецкого наместничества, в 1796-1801 - Архангельской, с 1802 - Олонецкой губернии. В 1931 г., когда началось строительство Беломорско-Балтийского канала (ББК), Повенец, уже переставший быть городом, восстал почитай что из небытия - вновь сыграло свою роль его положение. Ведь некогда и петровская "Осударева дорога", с севера вышедшая из Нюхчи, пришла в Повенец. И новый канал своим южным концом имел именно Повенец, небольшое сельское поселение. Однако уже тогда настоящей южной столицей ББК стал соседний Медвежьегорск, тоже небольшой поселок, вовсе без исторического прошлого, расположенный в 26 км западнее места соединения ББК и Онежского озера, но в отличие от Повенца на железной дороге. Первые корабли будущего Северного флота пришли в Полярный в 1933 г. по Беломорско-Балтийскому каналу, по Повенецкой шлюзовой лестнице, с Балтики. Так что Северный флот своим рождением обязан сталинскому Беломорканалу. Так же, как Балтийской флот своим появлением на свет обязан петровской "Осударевой дороге" В годы Великой Отечественной войны красноармейцы, отступавшие от Повенца, вынуждены были взорвать плотину водохранилища и водяной вал хлынул на знаменитую Повенецкую лестницу (первые 9 шлюзов ББК, поднимающиеся на водораздел к северу от Повенца). Потоки воды, смывшие, как рассказывают, наступавших солдат противника, смыли с лица земли и все, что к тому времени оставалось в Повенце старинного. Поселение лишилось надежд на историческое и географическое укоренение. Остался маленький поселок, восстановленный после войны в виде кварталов пятиэтажек, с трехтысячным (на сегодняшний день) населением. На север - Беломорканал; на юг - воды Онежского озера. В 30 км к северо-западу - Медвежьегорск; на юго-восток по онежскому побережью вплоть до Пудожа только небольшие деревушки. Повенецкая лестница шлюзов была восстановлена после войны в очень короткие сроки - уже к 1946 г. Новая, построенная в 2003 г. бетонная, с деревянным шатром церковь в Повенце по замыслу строителей церковь должна стать не просто храмом поселка, но и памятником .
Чёлмужи N 62° 34.695' E 35° 34.575'
Наиболее интересная историко-архитектурная достопримечательность села - Богоявленская церковь, построенная в 1577 году
Водлозеро. Кугановолок (Судачий мыс) N 62° 13.656' E 36° 53.202'
Нацпарк с устроенными стоянками (дрова и проч.) и отличная рыбалка. Дорога разбита, грунт, скорость низкая
Бесов нос N 61° 40.433' E 36° 3.627' Подробнее...
В Каршево лучше выходить через Р5. Лужу, ту что поперек дороги от болотца образовалась по сухому лету идите прямо ходиком- она с песчаным дном, слева от нее много объездков по лесу со следами тросов на деревьях - это лишняя головная боль. Дальше смотрите внимательно ближе к концу дороги (около моста) лучше объехать справа, но объезд "ранний" - как бы ответвление в лес его с дороги не просчитать, на коротких объездах будьте внимательны - они почти под прямым углом, как-будто для нивы, даже на 469-м было сложно умещаться. Если ребята по маю прошли, то, при условии не очень сырого июня, проёдете на ура. Мест стоянок много. Онега конечно холодная, но очень красивая.
Доступные в пешеходном режиме петроглифы на мысе Бесов нос, мысе Карецком, мысе Кладовец, Пери носе, переходы лучше совершать по краю бухт (по песку) так легче идти и меньше вероятности пропустить петроглифы, они раскиданы на камне, чаще на красноватом граните. Я дошла до Карецкого там они почти стерты, больше всего их на Пери Нос. В принципе до части мысов можно доехать, но после урагана часть дорог до сих пор завалена лесом и есть вероятность пропустить писаницы. Снимать петроглифы лучше утром в 8-9 часов или когда вечереет.
Вытегра там все понятно, погуляете посмотрите.
Подводная лодка Б-440 N 60° 59.920' E 36° 25.874' В фондах краеведческого музея - рукописные и старопечатные книги, обонежская иконопись 16-18 в, резные росписные прялки, изделия из бересты и луба, вышивка, керамика конца 19 -начала 20 в. В Вытегре жил и работал поэт Н.А. Клюев (дом-музей). Правобережная (центральная) часть города сохранила свой исторический облик; её средоточие - торговая площадь, застроенная невысокими домами, среди которых - классицистическое здание важни (1810), некогда имевшей деревянную вышку. От площади отходит главная магистраль, на которой сохранился 5-главый Воскресенский собор (1796-1800) с трапезной и колокольней, увенчанной шпилем. В прилегающих кварталах - каменные 2-х этажные классицистические дома с рустованным нижним этажом и скромным венчающим фронтом (конец 18 - начало 19 в), деревянные дома на каменном цоколе, украшенные полоской и пропильной резьбой (19 -начало 20 в). В левобережной части города, на Красной Горке, возвышаяется массивная 5-главая Сретенская церковь в псевдорусском стиле (1869-73, ныне - Краеведческий музей). Неподалеку от города, на Беседной горе, стояла деревянная Исаакиевская часовня (1881) в память о беседе Петра I с местными крестьянами, когда он задержался по пути в Архангельск. Сейчас её перевезли в левобережную часть города, установили поблизости с Сретенской церковью. Часовня, обильно украшена пропильной резьбой. В окрестностях Вытергы, у села Анхимово, стояла широко известная церковь Вытегорского погоста (погост - место съезда "гостей", то есть приезжих, в первую очередь торгующих людей), упоминавшаяся во всех путеводителях
Девятинский перекоп N 60° 54.919' E 36° 47.289'
В стороне от современного водного пути рядом с селом Девятины сохранился так называемый Девятинский перекоп, или Каменный канал, длиной около 1,5 км, прорытый в конце XIX века для спрямления излучины реки Вытегры при реконструкции Мариинской системы. После постройки Волго-Балта необходимость в этом канале отпала, и он был осушен. В 1983 году Девятинский перекоп получил статус геологического памятника природы. Интересно как строился этот канал: ""Девятинский перекоп" являлся одним из самых сложных участков реконструкции Мариинской водной системы (Волго-Балтийского канала). При сооружении земляной выемки была построена временная узкоколейная железная дорога, имевшая подземные участки. Тяговый подвижной состав был представлен по меньшей мере двумя паровозами.
Андом-гора N 61° 17.208' E 36° 23.010'
Очень красивое место, считается сакральным.
Вологодские Кижи N 61° 20.856' E 36° 35.931'
Красивые деревянные церкви, одна серьёзно разрушается
Юксовичи. Георгиевская Церковь. N 60° 55.557' E 35° 0.582'
Самая древняя из сохранившихся деревянных построек в регионе.
Список далеко не полон, но помогает сформировать основной трек классического маршрута "кругосветки" Ладога-Онега. Если у Вас возникли вопросы - напишите мне, обещаю рано или поздно ответить:)
Подвал лисьей норы
 Лисьи байки
 Лисьи игры
 Лисья кухня
 Лисьи тропы:


"Даже если прошло и не стало, всё осталось со мной..." ". Ладога, август 2018.


"Поездка, которой не должно было быть". Август 2017. Началась публикация.
Видлица - Онега - Чупа - Большой Кариквайвишь - п-в Средний - Териберка - Петрозаводск.

"Мезень- это важно". июнь-июль 2016.
Началась публикация.
Онега-Каргополь-Холмогоры-Пинега-Кимжа-Мезень-Лампожня-Погорелец-Нисогора-Лешуконское-Конещелье-Палащелье- Чучепала-Большая Пысса-Усогорск-Микунь-Усть Вымь-Яренск-Сольвычегодск-В.Устюг-Котельнич-Кологрив-Шаблово-Галич-Буй-Шапша.

"Таскаторская-лесоустронительная". Август 2015. Карелия (Онега, Ладога), Кольский (Ловозеро, сплав: Коалланйоки->Коалланъяур->Сельглуоббал->Вуэннияур-> Вуогманйоки->Вокман->Явр->Яврозеро->Нота->Верхнетуломское вдхр.-> Верхняя Тулома, Светлый, Никель, Кольская Сверхглубокая, Средний, Ловозёрские тундры).

"За спичками." Май 2015. Свирь, Онега, Ладога.

"Искалеченный Зверев." Сентябрь 2014. 4-я Северная батарея, Форт "Зверев".

"Биармия ждёт." Август 2014. Карелия (Онега, Чупа), Кольский (Рыбачий, Средний, Хибины, Терское побережье) . Опубликованы 6-7 части.

"Грустилка первого рода, или "держаться больше нет сил"!" Июль 2014. "Подводные камни" Финского залива.

"Странствия кота на байдарке, или философия Сократа в действии". Июнь 2014. По Ладоге на "Ладоге".

"Фудзияма - не яма - гора, над священной и быстрой рекой... (c) " Древние Псковские городища. Май 2014.

"Полногрудой Балтики ветру не увязнуть в моих волосах". Ленинградская область. Открытие сезона. Апрель 2014. Окаменелости, кварцевые жеоды.

"Чертовы следки - Онежские писаницы." (Карецкий нос, Бесов нос, Пери нос, мыс Кладовец)-2011. 2014.

"Кусочек рая для отравленных душ." Любовь моя - Ладога. Ностальгичное.

Зимний Плав, или куда ведут Маресьевские тропы. Новгородская область, Валдай, январь 2014.

Турецкий берег в проливе Транзунда, или семь жизней Овчинного острова. Прогулки в Подберезье. Карельский перешеек, ноябрь 2013. Добавлен фотоматериал августа 2014.

Большой квест "Хожение за три "моря"". Война и камни - Карелия-Кольский, август 2013.

Путешествие кота на улицу Лизюкова, или в гости без приглашения. Воронежский Стоунхендж. май 2013.

Объект 200, или туда, где дремлет Поезд-Призрак. Ленинградская область. 2006-2013.

Легендарными дорогами на легендарном автомобиле, или дорожные впечатления от путешествия на родину бронзовых шкворней. Питер-Урал-Алтай 2012.

Подвал лисьей норы